Аннотация:
В статье исследуются причины, по которым «математические спецшколы» («матшколы») в одной из своих устойчиво воспроизводимых моделей стали важнейшим и очень продуктивным явлением в российском образовании последних десятилетий. Дается краткое описание современной модели результативного образования, восходящего к сложившейся традиции преподавания в матшколах. Анализируются условия построения воспроизводимой модели результативного образования не только для специализированного обучения математике, но и для других областей российского общего образования. Описываются источники традиции матшкол: практическая ориентация традиционной школы, занимательная математика, математические кружки и олимпиады. Указываются также истоки результативного образования в уровневой дифференциации.
Ключевые слова:
школьное математическое образование в России, традиция матшкол и матклассов, школа Константинова, результативное образование, деятельностное учение, исследовательское учение, решение неожиданных задач, занимательная математика, математический кружок, математическая олимпиада, работа студентов со школьниками, уровневая дифференциация, учебно-исследовательская деятельность учащихся, цифровая трансформация образования.
Образец цитирования:
Н. Н. Константинов, А. Л. Семенов, “Результативное образование в математической школе”, Чебышевский сб., 22:1 (2021), 413–446; Doklady Mathematics (Supplementary issues), 106:2 (2022), 270–287
Ilya Levin, Alexei L. Semenov, Mikael Gorsky, “Smart Learning in the 21st Century: Advancing Constructionism Across Three Digital Epochs”, Education Sciences, 15:1 (2025), 45
A. L. Semenov, A. E. Abylkassymova, T. A. Rudchenko, “AI Methods in Control of Personalized General Education”, Dokl. Math., 109:3 (2024), 191
А. Л. Семенов, “Цифровой мир. Математика. Образование”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 520:2 (2024), 4–10; A. L. Semenov, “Digital World, Mathematics, and Education”, Dokl. Math., 110:suppl. 2 (2024), S2–S7
А. Л. Семенов, А. Е. Абылкасымова, С. А. Поликарпов, “Основания математического образования в цифровой век”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 3–12; A. L. Semenov, A. Y. Abylkassymova, S. A. Polikarpov, “Foundations of mathematical education in the digital age”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S1–S9
М. А. Посицельская, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, “Математические элементы начального образования”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 21–53; M. A. Posicelskaya, T. A. Rudchenko, A. L. Semenov, “Mathematical elements of elementary education”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S10–S41
М. А. Посицельская, “Конструктивная комбинаторика в начальной школе”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 66–94; M. A. Posicelskaya, “Constructive combinatorics in elementary school mathematics”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S52–S77
Ю. С. Вишняков, А. Л. Семенов, Г. Б. Шабат, “Работа математика как прообраз освоения математики учащимися. Роль эксперимента”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 95–110; Yu. S. Vishnyakov, A. L. Semenov, G. B. Shabat, “The work of a mathematician as a prefiguring of mastering mathematics by students: The role of experiments”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S78–S91
А. Л. Семенов, С. Ф. Сопрунов, И. А. Иванов-Погодаев, “Создание новой математики школьниками”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 138–143; A. L. Semenov, S. F. Soprunov, I. A. Ivanov-Pogodaev, “Creating new mathematics by schoolchildren”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S132–S136
Н. А. Вавилов, В. Г. Халин, А. В. Юрков, “Небеса падают: математика для нематематиков”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 144–160; N. A. Vavilov, V. G. Khalin, A. V. Yurkov, “The skies are falling: Mathematics for non-mathematicians”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S137–S150
D. D. Rubashkin, T. A. Rudchenko, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov, “Academician A.L. Semenov's School: Digital Transformation of General Education”, Pattern Recognit. Image Anal., 33:4 (2023), 1050
В. Л. Арлазаров, А. Я. Белов, В. О. Бугаенко, В. А. Васильев, А. Л. Городенцев, С. А. Дориченко, Ю. С. Ильяшенко, В. М. Имайкин, С. И. Комаров, А. Г. Кушниренко, Ю. П. Лысов, А. Л. Семёнов, В. М. Тихомиров, А. К. Толпыго, А. Г. Хованский, П. А. Якушкин, И. В. Ященко, “Николай Николаевич Константинов (некролог)”, УМН, 77:3(465) (2022), 161–170; V. L. Arlazarov, A. Ya. Belov, V. O. Bugaenko, V. A. Vassiliev, A. L. Gorodentsev, S. A. Dorichenko, Yu. S. Ilyashenko, V. M. Imaykin, S. I. Komarov, A. G. Kushnirenko, Yu. P. Lysov, A. L. Semenov, V. M. Tikhomirov, A. K. Tolpygo, A. G. Khovanskii, P. A. Yakushkin, I. V. Yaschenko, “Nikolai Nikolaevich Konstantinov (obituary)”, Russian Math. Surveys, 77:3 (2022), 531–541
А. Л. Семенов, “ИИ: Почему математика? Предисловие главного редактора журнала “Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления” академика РАН Алексея Львовича Семенова”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 508 (2022), 3–5; A. L. Semenov, “AI: Why Mathematics? Preface of the Editor-in-Chief of the Doklady Mathematics Journal”, Dokl. Math., 106:suppl. 1 (2022), S1–S2