Информатика и её применения
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив
Импакт-фактор

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



Информ. и её примен.:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Информатика и её применения, 2020, том 14, выпуск 4, страницы 100–107
DOI: https://doi.org/10.14357/19922264200414
(Mi ia703)
 

Эта публикация цитируется в 9 научных статьях (всего в 9 статьях)

О цифровой грамотности и средах ее формирования

В. Б. Бетелинa, А. Г. Кушниренкоa, А. Л. Семеновbcd, С. Ф. Сопруновe

a Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук
b Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
c Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" Российской академии наук
d НИУ Московский физико-технический институт
e Центр педагогического мастерства
Список литературы:
Аннотация: Цифровая грамотность становится ключевой характеристикой личности человека XXI в. Ее можно и нужно формировать с раннего возраста. Цифровые среды могут быть средами достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. В работе анализируется отечественный и международный опыт в данном направлении начиная с 1960-х гг., приводится система принципов, обеспечивших эффективность для образовательных целей цифровых сред и систем, разработанных под руководством и при участии авторов. Эти среды и системы эффективно используются сегодня в РФ в формировании у детей раннего возраста цифровой грамотности и основы для computational thinking — системного мышления XXI в. В статье приводится обзор результатов, полученных в данном направлении. Специальное внимание уделяется проблеме визуализации и представления в реальном мире алгоритмических процессов и задающих их программ.
Ключевые слова: информатика, цифровая грамотность, computational thinking, робот, язык программирования, Лого, ПервоЛого, ПиктоМир, визуализация.
Финансовая поддержка Номер гранта
Российский фонд фундаментальных исследований 19-29-14199
Российский научный фонд 17-11-01377
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 0065-2019-0010
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 19-29-14199 — С. Ф. Сопрунов), Российского научного фонда (проект № 17-11-01377 — А. Л. Семенов, разделы 3 и 5), госзадания 2020 года в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме 0065-2019-0010 (В. Б. Бетелин и А. Г. Кушниренко).
Поступила в редакцию: 21.11.2019
Исправленный вариант: 11.09.2020
Тип публикации: Статья
Образец цитирования: В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Л. Семенов, С. Ф. Сопрунов, “О цифровой грамотности и средах ее формирования”, Информ. и её примен., 14:4 (2020), 100–107
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{BetKusSem20}
\by В.~Б.~Бетелин, А.~Г.~Кушниренко, А.~Л.~Семенов, С.~Ф.~Сопрунов
\paper О цифровой грамотности и~средах ее~формирования
\jour Информ. и её примен.
\yr 2020
\vol 14
\issue 4
\pages 100--107
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/ia703}
\crossref{https://doi.org/10.14357/19922264200414}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/ia703
  • https://www.mathnet.ru/rus/ia/v14/i4/p100
  • Эта публикация цитируется в следующих 9 статьяx:
    1. Aleksandr G. Leonov, Mila V. Raiko, Lecture Notes in Networks and Systems, 934, Software Engineering Methods in Systems and Network Systems, 2024, 169  crossref
    2. Mila V. Raiko, Lecture Notes in Networks and Systems, 1118, Software Engineering Methods Design and Application, 2024, 609  crossref
    3. А. Л. Семенов, А. Е. Абылкасымова, С. А. Поликарпов, “Основания математического образования в цифровой век”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 3–12  mathnet  crossref  elib; A. L. Semenov, A. Y. Abylkassymova, S. A. Polikarpov, “Foundations of mathematical education in the digital age”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S1–S9  crossref  isi
    4. А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, С. А. Поликарпов, “Безошибочный двумерный пиктограммный синтаксис в учебной среде программирования для дошкольников”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 13–20  mathnet  crossref  elib
    5. М. А. Посицельская, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, “Математические элементы начального образования”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 21–53  mathnet  crossref  elib; M. A. Posicelskaya, T. A. Rudchenko, A. L. Semenov, “Mathematical elements of elementary education”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S10–S41  crossref
    6. Ю. С. Вишняков, А. Л. Семенов, Г. Б. Шабат, “Работа математика как прообраз освоения математики учащимися. Роль эксперимента”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 95–110  mathnet  crossref  elib; Yu. S. Vishnyakov, A. L. Semenov, G. B. Shabat, “The work of a mathematician as a prefiguring of mastering mathematics by students: The role of experiments”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S78–S91  crossref
    7. O. A. Fiofanova, “Data architecture on digital educational platforms and data-competence of teachers”, Rev. Line Polit. Gest., 25:3 (2021), 1700–1716  crossref  isi
    8. D. B. Agliamutdinova, N. O. Besshaposhnikov, A. G. Kushnirenko, A. G. Leonov, M. V. Raiko, “Problems of early learning to program. How to bridge the gap between pictographic and textual programming styles”, Int. J. Educ. Inf. Technol., 15 (2021), 331–343  crossref  isi
    9. V. B. Betelin, A. G. Kushnirenko, A. G. Leonov, K. A. Mashchenko, “Basic programming concepts as explained for preschoolers”, Int. J. Educ. Inf. Technol., 15 (2021), 245–255  crossref  isi
    Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Информатика и её применения
    Статистика просмотров:
    Страница аннотации:313
    PDF полного текста:144
    Список литературы:40
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025