Аннотация:
Цифровая грамотность становится ключевой характеристикой личности человека XXI в. Ее можно и нужно формировать с раннего возраста. Цифровые среды могут быть средами достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. В работе анализируется отечественный и международный опыт в данном направлении начиная с 1960-х гг., приводится система принципов, обеспечивших эффективность для образовательных целей цифровых сред и систем, разработанных под руководством и при участии авторов. Эти среды и системы эффективно используются сегодня в РФ в формировании у детей раннего возраста цифровой грамотности и основы для computational thinking — системного мышления XXI в. В статье приводится обзор результатов, полученных в данном направлении. Специальное внимание уделяется проблеме визуализации и представления в реальном мире алгоритмических процессов и задающих их программ.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 19-29-14199 — С. Ф. Сопрунов), Российского
научного фонда (проект № 17-11-01377 — А. Л. Семенов, разделы 3 и 5), госзадания 2020 года
в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме 0065-2019-0010 (В. Б. Бетелин и А. Г. Кушниренко).
Поступила в редакцию: 21.11.2019 Исправленный вариант: 11.09.2020
Тип публикации:
Статья
Образец цитирования:
В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Л. Семенов, С. Ф. Сопрунов, “О цифровой грамотности и средах ее формирования”, Информ. и её примен., 14:4 (2020), 100–107
\RBibitem{BetKusSem20}
\by В.~Б.~Бетелин, А.~Г.~Кушниренко, А.~Л.~Семенов, С.~Ф.~Сопрунов
\paper О цифровой грамотности и~средах ее~формирования
\jour Информ. и её примен.
\yr 2020
\vol 14
\issue 4
\pages 100--107
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/ia703}
\crossref{https://doi.org/10.14357/19922264200414}
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ia703
https://www.mathnet.ru/rus/ia/v14/i4/p100
Эта публикация цитируется в следующих 9 статьяx:
Aleksandr G. Leonov, Mila V. Raiko, Lecture Notes in Networks and Systems, 934, Software Engineering Methods in Systems and Network Systems, 2024, 169
Mila V. Raiko, Lecture Notes in Networks and Systems, 1118, Software Engineering Methods Design and Application, 2024, 609
А. Л. Семенов, А. Е. Абылкасымова, С. А. Поликарпов, “Основания математического образования в цифровой век”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 3–12; A. L. Semenov, A. Y. Abylkassymova, S. A. Polikarpov, “Foundations of mathematical education in the digital age”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S1–S9
А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, С. А. Поликарпов, “Безошибочный двумерный пиктограммный синтаксис в учебной среде программирования для дошкольников”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 13–20
М. А. Посицельская, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, “Математические элементы начального образования”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 21–53; M. A. Posicelskaya, T. A. Rudchenko, A. L. Semenov, “Mathematical elements of elementary education”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S10–S41
Ю. С. Вишняков, А. Л. Семенов, Г. Б. Шабат, “Работа математика как прообраз освоения математики учащимися. Роль эксперимента”, Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 511 (2023), 95–110; Yu. S. Vishnyakov, A. L. Semenov, G. B. Shabat, “The work of a mathematician as a prefiguring of mastering mathematics by students: The role of experiments”, Dokl. Math., 107:Suppl 1 (2023), S78–S91
O. A. Fiofanova, “Data architecture on digital educational platforms and data-competence of teachers”, Rev. Line Polit. Gest., 25:3 (2021), 1700–1716
D. B. Agliamutdinova, N. O. Besshaposhnikov, A. G. Kushnirenko, A. G. Leonov, M. V. Raiko, “Problems of early learning to program. How to bridge the gap between pictographic and textual programming styles”, Int. J. Educ. Inf. Technol., 15 (2021), 331–343
V. B. Betelin, A. G. Kushnirenko, A. G. Leonov, K. A. Mashchenko, “Basic programming concepts as explained for preschoolers”, Int. J. Educ. Inf. Technol., 15 (2021), 245–255