Аннотация:
Рассмотрены пространственно-трехмерные модели процессов транспорта взвесей в прибрежных морских системах. Данные процессы имеют ряд характерных особенностей: высокую концентрацию взвесей (например, при осуществлении дампинга грунта на дно), значительное превышение ареала распространения взвесей по отношению к глубине акватории, сложный гранулометрический (многофракционный) состав взвеси, взаимные переходы между отдельными фракциями. Для описания распространения взвесей могут быть использованы начально-краевые задачи диффузии–конвекции–реакции. Предлагается на временной сетке, построенной для исходной непрерывной начально-краевой задачи, выполнить преобразование правых частей с “запаздыванием”, чтобы для функций – концентраций взвесей, входящих в правые части уравнений задачи и не относящихся к той фракции, для которой сформулирована начально-краевая задача для уравнения диффузии–конвекции, значения этих концентраций определялись на предыдущем временном слое. Такой подход позволяет упростить последующую численную реализацию каждого из уравнений диффузии–конвекции. Кроме того, если число фракций три и более, появляется возможность на каждом временном шаге организовать независимое (параллельное) вычисление каждой из концентраций. Ранее были определены достаточные условия существования и единственности решения начально-краевой задачи транспорта взвесей, а также построена и исследована консервативная устойчивая разностная схема, которая численно реализована для модельных и реальных задач. В настоящей работе приведены результаты исследования сходимости решения преобразованной “с запаздыванием” задачи к решению исходной начально-краевой задачи транспорта взвесей. Доказано, что разности решений начально-краевых задач (исходной и преобразованной, с “запаздыванием” в функциях правых частей на временной сетке) стремятся к нулю при стремлении параметра τ (шага временной сетки) к нулю со скоростью O(τ) в норме гильбертова L2.
Библ. 24.
Ключевые слова:
пространственно-трехмерная модель, транспорт многофракционных взвесей, взаимные превращения фракций, процессы диффузии–конвекции–осаждения, оценки решений в L2.
Образец цитирования:
В. В. Сидорякина, А. И. Сухинов, “Построение и исследование близости решений в L2 двух краевых задач для модели переноса многокомпонентных взвесей в прибрежных системах”, Ж. вычисл. матем. и матем. физ., 63:10 (2023), 1721–1732; Comput. Math. Math. Phys., 63:10 (2023), 1918–1928
\RBibitem{SidSuk23}
\by В.~В.~Сидорякина, А.~И.~Сухинов
\paper Построение и исследование близости решений в $L_2$ двух краевых задач для модели переноса многокомпонентных взвесей в прибрежных системах
\jour Ж. вычисл. матем. и матем. физ.
\yr 2023
\vol 63
\issue 10
\pages 1721--1732
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/zvmmf11638}
\crossref{https://doi.org/10.31857/S0044466923100149}
\elib{https://elibrary.ru/item.asp?id=54648810}
\transl
\jour Comput. Math. Math. Phys.
\yr 2023
\vol 63
\issue 10
\pages 1918--1928
\crossref{https://doi.org/10.1134/S0965542523100111}
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/zvmmf11638
https://www.mathnet.ru/rus/zvmmf/v63/i10/p1721
Эта публикация цитируется в следующих 2 статьяx:
V. V. Sidoryakina, D. A. Solomakha, “Parallel Algorithms for Numerical Solution of Spatially Three-Dimensional Diffusion-Convection Equations in Coastal Systems Based on Splitting Schemes”, CMIT, 8:1 (2024), 29
V. V. Sidoryakina, “Construction of Second-Order Finite Difference Schemes for Diffusion-Convection Problems of Multifractional Suspensions in Coastal Marine Systems”, CMIT, 8:3 (2024), 43