|
Системный анализ
Оценки кривых научения
М. В. Беловa, Д. А. Новиковb, А. Д. Рогаткинb a Компания ИБС, Москва
b ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва
Аннотация:
Итеративное научение как обучение в строго повторяющихся условиях – одна из простейших разновидностей научения; оно лежит в основе формирования навыков у человека, условных рефлексов у животных, обучения многих технических (материализованных) и кибернетических (абстрактно-логических) систем и является предметом исследования в педагогике, психологии и физиологии человека и животных, в теории управления и в других науках. Для модели индивидуального научения в дискретном времени получены верхняя и нижняя оценки кривых научения, охарактеризована их асимптотика по времени и значениям параметров. Для модели совместного научения в непрерывном времени получены верхние и нижние оценки, а также нижняя асимптотическая (по числу агентов) оценка агрегированного уровня научения. Приведены стохастические асимптотические (по времени) оценки процесса научения, а также получены доверительные интервалы для значений уровня научения.
Ключевые слова:
модель научения, кривая научения, совместное научение.
Поступила в редакцию: 3 сентября 2019 г. Опубликована: 30 ноября 2019 г.
Образец цитирования:
М. В. Белов, Д. А. Новиков, А. Д. Рогаткин, “Оценки кривых научения”, УБС, 82 (2019), 6–27
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ubs1021 https://www.mathnet.ru/rus/ubs/v82/p6
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 173 | PDF полного текста: | 38 | Список литературы: | 22 |
|