Аннотация:
В работе описывается двухстадийная модель равновесного распределения транспортных потоков. Модель состоит из двух блоков, где первый блок — модель расчета матрицы корреспонденций, а второй блок — модель равновесного распределения транспортных потоков по путям. Первая модель, используя матрицу транспортных затрат (затраты на перемещение из одного района в другой, в данном случае — время), рассчитывает матрицу корреспонденций, описывающую потребности в объемах передвижения из одного района в другой район. Для решения этой задачи предлагается использовать один из наиболее популярных в урбанистике способов расчета матрицы корреспонценций — энтропийную модель. Вторая модель на базе равновесного принципа Нэша–Вардропа (каждый водитель выбирает кратчайший для себя путь) описывает, как именно потребности в перемещениях, задаваемые матрицей корреспонденций, распределяются по возможным путям. Таким образом, зная способы распределения потоков по путям, можно рассчитать матрицу затрат. Равновесием в двухстадийной модели транспортных потоков называют неподвижную точку цепочки из этих двух моделей. Практически ранее отмеченную задачу поиска неподвижной точки решали методом простых итераций. К сожалению, на данный момент вопрос сходимости и оценки скорости сходимости для этого метода не изучен. Кроме того, при численной реализации алгоритма возникает множество проблем. В частности, при неудачном выборе точки старта возникают ситуации, в которых алгоритм требует вычисления экстремально больших чисел и превышает размер доступной памяти даже в самых современных вычислительных машинах. Поэтому в статье предложены способ сведения задачи поиска описанного равновесия к задаче выпуклой негладкой оптимизации и численный способ решения полученной задачи оптимизации. Для обоих методов решения задачи были проведены численные эксперименты. Авторами использовались данные для Владивостока (для этого была обработана информация из различных источников и собрана в новый пакет) и двух небольших городов США. Методом простой прогонки двух блоков сходимости добиться не удалось, тогда как вторая модель для того же набора данных продемонстрировала скорость сходимости k−1.67k−1.67.
Ключевые слова:
модель расчета матрицы корреспонденций, многостадийная модель, модель равновесного распределения пототоков по путям.
Работа Е. В. Гасниковой была выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (госзадание) № 075-00337-20-03, проект № 0714-2020-0005. Работа А. В. Гасникова была поддержана грантом РФФИ 18-29-03071 мк.
Поступила в редакцию: 08.12.2020 Исправленный вариант: 29.12.2020 Принята в печать: 15.01.2021
Тип публикации:
Статья
УДК:519.8
Образец цитирования:
Е. В. Котлярова, А. В. Гасников, Е. В. Гасникова, Д. В. Ярмошик, “Поиск равновесий в двухстадийных моделях распределения транспортных потоков по сети”, Компьютерные исследования и моделирование, 13:2 (2021), 365–379
\RBibitem{KotGasGas21}
\by Е.~В.~Котлярова, А.~В.~Гасников, Е.~В.~Гасникова, Д.~В.~Ярмошик
\paper Поиск равновесий в двухстадийных моделях распределения транспортных потоков по сети
\jour Компьютерные исследования и моделирование
\yr 2021
\vol 13
\issue 2
\pages 365--379
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/crm888}
\crossref{https://doi.org/10.20537/2076-7633-2021-13-2-365-379}
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm888
https://www.mathnet.ru/rus/crm/v13/i2/p365
Эта публикация цитируется в следующих 3 статьяx:
И. Н. Игнашин, Д. В. Ярмошик, “Модификации алгоритма Frank–Wolfe в задаче поиска равновесного распределения транспортных потоков”, Компьютерные исследования и моделирование, 16:1 (2024), 53–68
Евгения В. Гасникова, Александр В. Гасников, Демьян В. Ярмошик, Меруза Б. Кубентаева, Михаил И. Персиянов, Ирина В. Подлипнова, Екатерина В. Котлярова, Илья А. Склонин, Елена Д. Подобная, Владислав В. Матюхин, “О многостадийной транспортной модели и достаточных условиях ее потенциальности”, МТИП, 15:2 (2023), 3–17
N. A. Iltyakov, M. A. Obozov, I. M. Dyshlevski, D. V. Yarmoshik, M. B. Kubentaeva, A. V. Gasnikov, E. V. Gasnikova, “On Accelerated Coordinate Descent Methods for Searching Equilibria in Two-Stage Transportation Equilibrium Traffic Flow Distribution Model”, Programmirovanie, 2023, № 6, 36