Аннотация:
Предложена новая приближенная модель качения деформируемого колеса с пневматиком, позволяющая учесть как усилия в пневматике, так и влияние сил сухого трения на устойчивость прямолинейного качения колеса при прогнозировании явления шимми. Модель основана на теории сухого трения с комбинированной кинематикой относительного движения соприкасающихся тел, т. е. при одновременном качении, скольжении и верчении при учете реальной формы области контакта и распределения контактного давления. Главный вектор и главный момент сил, возникающих при контактном взаимодействии с сухим трением, определяются путем интегрирования по области контакта. При этом контактное давление покоя при нулевых скоростях относительного поступательного движения и верчения и в отсутствие качения определяется из решения статической контактной задачи для пневматика с учетом его реальной структуры и физических свойств материалов. В работе использована конечно-элементная модель типового пневматика с продольным протектором. Расчет осуществлен при фиксированном внутреннем давлении наддува, заданной вертикальной силе и коэффициенте трения покоя, равном 0.5. Получены также решения задач о напряженно-деформированном состоянии пневматика при кинематическом нагружении в боковом направлении и при скручивании относительно вертикальной оси. Показано, что с достаточной степенью точности контактное взаимодействие пневматика с абсолютно жесткой опорной поверхностью можно представить в виде двух этапов — адгезии и проскальзывания, при этом, однако, форма пятна контакта остается близкой к круговой. Построены диаграммы, аппроксимирующие численные решения, для боковой силы и момента; на начальном участке взаимодействия зависимости линейны и соответствуют упругой деформации пневматика, на втором участке величины силы и момента постоянны и соответствуют силе сухого трения и моменту трения верчения. Для последних участков получены приближенные выражения для продольной и боковой силы трения, а также момента трения верчения в соответствии с теорией сухого трения с комбинированной кинематикой. Полученная модель может трактоваться как комбинация модели упруго деформируемого колеса по Келдышу, катящегося без проскальзывания, и жесткого колеса по Климову–Журавлёву, взаимодействующего с опорой посредством сил сухого трения.
Ключевые слова:
трение сухое, кинематика комбинированная, шины пневматические, состояние деформированное.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 20-08-01120, и частично в рамках Государственного задания по теме АААА-А20-120011690138-6 (А. А. Киреенков), а также в рамках Государственного задания ИПРИМ РАН по теме АААА-А19-119012290118-3 при частичной поддержке РФФИ, грант № 19-01-00695 (С. И. Жаворонок).
Поступила в редакцию: 04.09.2020 Исправленный вариант: 09.01.2021 Принята в печать: 25.01.2021
Тип публикации:
Статья
УДК:519.8
Язык публикации: английский
Образец цитирования:
A. A. Kireenkov, S. I. Zhavoronok, D. V. Nyshtaev, “On tire models accounting for both deformed state and coupled dry friction in a contact spot”, Компьютерные исследования и моделирование, 13:1 (2021), 163–173
\RBibitem{KirZhaNys21}
\by A.~A.~Kireenkov, S.~I.~Zhavoronok, D.~V.~Nyshtaev
\paper On tire models accounting for both deformed state and coupled dry friction in a contact spot
\jour Компьютерные исследования и моделирование
\yr 2021
\vol 13
\issue 1
\pages 163--173
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/crm875}
\crossref{https://doi.org/10.20537/2076-7633-2021-13-1-163-173}
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm875
https://www.mathnet.ru/rus/crm/v13/i1/p163
Эта публикация цитируется в следующих 7 статьяx:
Yunxiang Peng, Guixian Tian, Kannan Krithivasan, “Intelligent Optimization Model of Enterprise Financial Account Receivable Management”, Journal of Applied Mathematics, 2024 (2024), 1
Sergei V. Sokolov, Pavel E. Ryabov, Sergei M. Ramodanov, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2022, 3030, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2022, 2024, 080001
M. S. Salimov, I. V. Merkuryev, “Software Control of the Movement of a Differential Drive Robot for Different Friction Models”, Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tehničeskogo universiteta, 23:4 (2023), 346
M. S. Salimov, G. R. Saipulaev, I. V. Merkur'ev, “Study of the Dynamics of a Two-Wheeled Robot with Allowance for the Four-Dimensional Dry Friction Model”, J. Mach. Manuf. Reliab., 51:S1 (2022), S84
Sergey V. Semendyaev, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2021, 2611, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2021, 2022, 100008
Sergei V. Sokolov, Sergei M. Ramodanov, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2021, 2611, INTERNATIONAL CONFERENCE OF COMPUTATIONAL METHODS IN SCIENCES AND ENGINEERING ICCMSE 2021, 2022, 100007
M S Salimov, G R Saypulaev, I V Merkuriev, “Four-dimensional Integral Model of Dry Friction on the Example of Wheel Movement”, J. Phys.: Conf. Ser., 2096:1 (2021), 012043