Аннотация:
Проведен численный анализ воспламенения и горения смесевых топлив i-C8H18–H2 и n-C10H22–H2 в воздухе. Показано, что добавка водорода как к нормальному алкану (n-C10H22), так и к алкану с разветвленной структурой (i-C8H18) приводит к увеличению времени задержки воспламенения τind при начальной температуре смеси T0 меньше некоторого значения Tl и, наоборот, к уменьшению τind при T0>Tl. При этом чем больше доля водорода в смеси, тем сильнее изменяется τind. При достаточно высокой температуре T0>Th небольшая добавка алкана (≈2÷10%) к водороду уменьшает задержку воспламенения. Значение Tl зависит от давления топливовоздушной смеси и в меньшей степени от типа n-алкана, а значение Th – еще и от доли алкана в смесевом топливе. При достаточно высоком начальном давлении (10 атм и выше) введение небольшого количества i-C8H18 или n-C10H22 в водородовоздушную смесь уменьшает τind при любом значении T0. Указанные особенности обусловлены тесным взаимодействием кинетики окисления алканов и водорода. Показано, что смесевые топлива, состоящие из водорода и n-C10H22 (i-C8H18), имеют более высокую скорость ламинарного пламени и более широкие пределы устойчивого горения, чем сами углеводороды. Однако заметное увеличение скорости ламинарного пламени наблюдается лишь при молярной доле водорода в смесевом топливе, большей 50%. При этом становится возможным организовать устойчивое горение с меньшим содержанием NO в продуктах сгорания.
Ключевые слова:
смесевое топливо, i-октан, n-декан, водород, кинетический механизм, время воспламенения, скорость ламинарного пламени, эмиссия.
Образец цитирования:
Н. С. Титова, С. А. Торохов, О. Н. Фаворский, А. М. Старик, “Анализ механизмов воспламенения и горения смесевых топлив i-C8H18–H2 и n-C10H22–H2 в воздухе”, Физика горения и взрыва, 52:6 (2016), 13–25; Combustion, Explosion and Shock Waves, 52:6 (2016), 631–642
\RBibitem{TitTorFav16}
\by Н.~С.~Титова, С.~А.~Торохов, О.~Н.~Фаворский, А.~М.~Старик
\paper Анализ механизмов воспламенения и горения смесевых топлив $i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$--$\mathrm{H}_2$ и $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$--$\mathrm{H}_2$ в воздухе
\jour Физика горения и взрыва
\yr 2016
\vol 52
\issue 6
\pages 13--25
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/fgv361}
\crossref{https://doi.org/10.15372/FGV20160602}
\elib{https://elibrary.ru/item.asp?id=27208943}
\transl
\jour Combustion, Explosion and Shock Waves
\yr 2016
\vol 52
\issue 6
\pages 631--642
\crossref{https://doi.org/10.1134/S0010508216060022}
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/fgv361
https://www.mathnet.ru/rus/fgv/v52/i6/p13
Эта публикация цитируется в следующих 7 статьяx:
Natarajan Rajesh, Chockalingam Prathap, “Effect of hydrogen addition on the laminar burning velocity and the flame stability of n-dodecane reacting with air at elevated pressures”, International Journal of Hydrogen Energy, 49 (2024), 193
G. Ya. Gerasimov, V. Yu. Levashov, “Kinetic Models of Gasoline Combustion”, Russ. J. Phys. Chem. B, 17:4 (2023), 923
Cangsu Xu, Qiyang Wang, Xiaolu Li, Kai Liu, Weinan Liu, Francis Oppong, Zuo-Yu Sun, “Effect of hydrogen addition on the laminar burning velocity of n-decane/air mixtures: Experimental and numerical study”, International Journal of Hydrogen Energy, 47:44 (2022), 19263
Weijuan Yang, Xing Zhang, Xiaoyu Zhu, Lu Xu, Pengsheng Shi, Junhu Zhou, “Heterogeneous reaction and homogeneous flame coupled combustion behavior of n-decane in a partially packed catalytic bed combustor”, Fuel, 290 (2021), 120042
Xing Zhang, Weijuan Yang, Xiaoyu Zhu, Lu Xu, Pengsheng Shi, Junhu Zhou, “Combustion characteristics change induced by n-decane catalytic reactions and its effects on the coupled combustion occurrence”, Fuel Processing Technology, 220 (2021), 106894
V. E. Kozlov, N. S. Titova, S. A. Torokhov, “Numerical Study of the Effect of Hydrogen or Syngas Additions to n-Decane on the Harmful Substance Emission from a Homogeneous Combustion Chamber”, Russ. J. Phys. Chem. B, 14:3 (2020), 395
V.E. Kozlov, N.S. Titova, I.V. Chechet, “Modeling study of hydrogen or syngas addition on combustion and emission characteristics of HCCI engine operating on iso-octane”, Fuel, 221 (2018), 61